Свежее на сайте

Статьи

Фильтр товаров Что почитать?

Школа без неудачников

Цитирую отрывки из У. Глассера. Книга «Школа без неудачников»

… Механическое запоминание плохо уже само по себе. Однако еще хуже то, что большая часть фактов, которые им приходится запоминать, мало связана с их детским миром — важные для них вещи либо преподаются плохо, либо не преподаются вовсе. Детей сбивает с толку внезапно возникшее и непонятное им противоречие между первыми пятью годами их жизни, когда они могли так или иначе решать собственные проблемы и получали радость от соответствующих умственных усилий, и всей последующей жизнью в школе—с первого до выпускного класса, где почти все, чему их учат, совершенно им неинтересно и оторвано от того мира, в котором они живут.

А еще хуже, они привыкают к этому и другого способа просто уже не знают, забыли, разучились тому, что все умели в детстве.

… Таким образом, перегрузка памяти в сочетании с возрастающей оторванностью обучения от реальной жизни приводит к неудачам, а иногда и к преступности. Сообразительные дети скоро понимают: то, что важно в школе, отнюдь не совпадает с тем, что требуется в реальной жизни, и приспосабливаются к такому раздвоенному существованию. Однако многим приспособиться не удается. Я не утверждаю, что все школьные программы должны быть немедленно приведены в полное соответствие с интересами школьников, но я убежден — школьное преподавание не должно быть оторвано от жизни учащихся. Заставлять ребенка запоминать всевозможные факты так же малоэффективно, как заставлять его усваивать абстрактные идеи. Мы должны обучать его усилию размышлять—именно в этом я вижу одну из главных задач школы.

Размышление и способность думать, после введения ЕГЭ, просто изгоняется из школы. Понятно, почему люди не имеют это делать, закончив школу.

Не следует исходить из того, что дети осознают цель своего пребывания в школе и понимают всю необходимость и важность образования. С детского сада и до окончания школы мы должны объяснять детям или подводить их к собственному пониманию того, каким образом все, что они изучают, связано с жизнью. Мы же этого не делаем, что и становится первопричиной школьных неудач. По мере того как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью. От них все чаще требуют поверить на слово и изучать материал, действительный смысл которого им мало понятен, да подчас не только им, а и учителю. У большинства детей доверие к учителям постепенно пропадает, заменить же его нечем, а потому единственно возможный результат—неудача.

А заставлять учителя учить то, в чем школьники уверены, что им не нужно — это сизифов труд! Это просто никому не нужно! Но так положено! Догма такая.

Для многих воспитание социальной ответственности заканчивается в дошкольном подготовительном классе, где этому уделяется соответствующее внимание. Учащиеся узнают о социальной ответственности меньше всего именно тогда, когда это становится крайне необходимо. Когда учащимся не предлагают задуматься над проблемами собственной жизни и соотнести эти проблемы с жизнью общества, когда поощряется голое запоминание того, что кто-то другой считает важным и необходимым, они начинают верить, что правильный ответ на уроке — решение всех проблем, а если таковые оказываются сложнее, тогда они считают их неразрешимыми в рамках формального образования.

Складывается впечатление, что образование движется в обратном направлении от своей исходной цели — научить людей жить в нашем мире, равно как и от биологически присущей нам способности мыслить.

Четвертый фактор, усугубляющий положение дел в образовании, — запрет на пользование учебниками во время экзаменов. Почему-то считается, что заученные сведения предпочтительнее сведений, проверенных по учебнику. Большинство контрольных тестов проверяют память, при этом запрещается пользоваться справочными материалами. Не хотел бы я ехать по мосту, работать в здании или лететь на самолете, сконструированном инженерами, которые полагались только на свою память.

Хотя инженеры-то как раз не гнушаются ни справочниками, ни таблицами, когда надо проверить важные, но трудно запоминающиеся детали. Опытные хирурги просили принести в операционную справочник по хирургии, когда им приходилось сталкиваться с незнакомой ситуацией. Однако есть и другие хирурги (не исключено, что их сделали такими многочисленные экзамены без права пользоваться справочниками), которые в таких случаях самонадеянно продолжают оперировать, а пациенту приходится жестоко расплачиваться за их высокомерие. Жизнь учит: на память не надейся, лучше лишний раз проверить.

Школа же идет вразрез с жизненной логикой — проверить не мешает, но в серьезных испытаниях полагайся на память. Экзамены существуют для того, чтобы выяснить, как мы владеем методологией образования. Однако экзамены при закрытых книгах этого выявить не могут. Столкнувшись с проблемой в жизни, мы выстраиваем все факты в определенном порядке, при этом на память полагаемся только тогда, когда другого выбора нет. Не думаю, что цель контрольных тестов состоит в том, чтобы готовить детей именно к таким исключительным случаям.

Контрольные с открытыми книгами учат детей быстро и грамотно пользоваться справочной литературой, осмысливать необходимый материал и, отталкиваясь от фактов, решать задачи, развивать идеи, анализировать проблемы. Иначе достижение этих важнейших целей образования становится невозможным.

Хочу привести слова одного учителя средней школы. «В нашем мире, — сказал он, — есть только два заведения, где главным фактором является срок, а не проделанная работа, — это школа и тюрьма. В других местах важна работа, а не то, сколько на нее ушло времени».

У. Глассер «Школа без неудачников».

Добавьте в соц. сети:
Cохраните в закладках:
3.67 из 5
3
Комментарии

Сайт не хранит персональных данных!


Оставьте ваш комментарий:

Ваше имя:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

 © 2008—2024 Информационный портал «Знать надо».   Контакты   Размещение рекламы